Историческая справка (справку предоставила Е.Д.Королёва)

ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

о церкви Св. Троицы в ст. Кособродской Троицкого уезда Оренбургской епархии (затем Кочкарского р-на Троицкого округа Уральской обл.)

По данным клировой ведомости 1896 г., каменная церковь была построена в 1832 г. на средства прихожан, с такой же колокольней, с оградой, теплая, престол один[1].

Значительный вклад в благоустройство храма внес его ктитор – купец г. Троицка Федор Панков. В 1909 г. церковь был расширена, в 1914 г. немного перестроена, как и колокольня. По мнению современников, как снаружи, так и внутри, храм был благоустроенным, «внутри украшен стенной живописью, ризница и пр. утварь в храме вполне благоприличная»[2].

В начале 1920-х гг. прихожане всех культовых зданий подписывали договор с представителями местных Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов о приеме от государства в бессрочное бесплатное пользование церковного здания с богослужебными предметами. Подписывая договор, верующие образовывали религиозное общество, принимали устав, что служило основанием для официальной регистрации общины. Свято-Троицкое религиозное общество пос. Кособродского Кочкарского райисполкома было зарегистрировано 18.01.24 г. Списочный состав верующих составлял 273 чел., членов церковного совета 15 чел.; священник, как и вся община, были сторонниками патриарха Тихона[3].

На основании произведенной 19.08.1925 г. уполномоченным Кочкарского райисполкома поверки богослужебного имущества, сданного в пользование Кособродской группе верующих по договору, в наличии имелись «Церковь кирпичная, три яруса Колокольня, 8 шт. колоколов»[4].

После ареста 20.03.1929 г. настоятеля Свято-Троицкой церкви Димитрия Татубалина «за систематическую контрреволюционную агитацию против мероприятий Советской власти» и высылке его в Коми-область сроком на три года[5], регулярная церковная жизнь, скорее всего, прекратилась. Возможно, кособродцы приглашали священников из др. населенных пунктов, но отсутствие своего священника могло стать одной из причин закрытия храма.

Другими причинами изъятия церкви в пос. Кособродском, впрочем, как и в др. деревнях и городах страны, стали нарастающие воинственно-атеистические настроения местного населения, в первую очередь, молодежи, а также служащих и рабочих совхоза и санатория, составлявших значительную часть населения поселка. На общем собрании работников Кособродского курсельхозкомбината и санатория, состоявшемся 25.02.1933 г., было принято решение: «Учитывая полный отказ, последовавший со стороны рабочих и служащих от посещения церкви … а равно учитывая, что церковь находясь в течение ряда лет без надлежащего ремонта приходит в ветхость, благодаря чего, при таком положении эксплуатация в дальнейшем будет невозможной, тогда как государство, в частности колхоз нуждается в помещении для культурно-производственных целей, а потому считаем существование ее нецелесообразным и просим Кособродский сельсовет церковь закрыть и использовать для культурных целей».

В тот же день состоялось собрание местных жителей по поводу засыпки семян, но обсуждался вопрос о закрытии церкви. Несмотря на сопротивление церковного старосты Андрея Андреевского, заявлявшего о неправомочности собрания, о большом количестве верующих в поселке (555 чел. в 1931 г.), присутствующие инициаторы изъятия храма, запугивая верующих, вынудили участников «росписаться» в согласии закрыть церковь и передать под культурные нужды. Решение было принято, на другой день церковь была закрыта, ключи изъяты. Постановление собрания было отправлено в Кочкарский райисполком, 13.04.1933 г. ходатайство Кособродского религиозного общества о закрытии церкви было утверждено, и материал направлен для рассмотрения в Уральский облисполком[6].

Безрезультатность обращений членов церковного совета с жалобой на действия работников районных и областных органов по закрытию церкви, заставила их в августе 1933 г. обратиться с просьбой о возвращении храма к председателю ВЦИК М.И. Калинину. Пока заявление верующих направлялось из постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК в Свердловскую комиссию по рассмотрению религиозных вопросов при Облисполкоме, в сентябре того же года в Кособродский поселок прибыли представители Кочкарского рика и увезли все церковное имущество. Хотя переписка центральных, региональных и местных органов власти продолжалась и в декабре 1933 г., основанием для отказа верующим в открытии церкви и возврате имущества, наряду с другими, были следующие обстоятельства: отсутствие богослужений с октября 1932 г. и финансовая задолженность религиозной общины[7].

По сведениям о наличии молитвенных зданий по советам Кочкарского р-на на 1.09.1940 г., в Кособродске церковное здание занимал склад колхоза им. Ворошилова[8].

[1] ГАОО (Государственный архив Оренбургской обл.). Ф. 173. Оп. 9. Д. 1491. Л. 357.
[2] Обозрение церквей и приходов Троицкого и Челябинского уездов епископом Челябинским Сильвестром (Ольшевским) в 1915 году. Записано священниками Петром Холмогорцевым и Василием Кудрявцевым / Сост. М.А. Меньшикова. – Еманжелинск, 2011. С. 23.
[3] МБУ «Архив города Троицка». Ф. 425. Оп. 1. Д. 5. Л. 6.
[4] ОГАЧО (Объединенный государственный архив Челябинской обл.). Р-675. Оп. 1. Д. 171. Л. 4.
[5] Там же. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 3924. Л. 104.
[6] ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 4235. Л. 167–168.
[7] Там же. Л. 166, 171; Д. 4237. Л. 15, 20.
[8] Там же. Д. 4414. Л. 26.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *